Мотив — движущая сила человеческого поведения, его деятельности.
Мотивация учебной деятельности.
Сами по себе знания, которые ученик получает в школе,
могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить
аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка
побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными
умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в
результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами
учения:
•
мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной
мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием
определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не
будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.).
Такая мотивация не приводит к успешным результатам;
• мотивация,
имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне
самой учебной деятельности.
Эта мотивация выступает в двух формах.
В одном
случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности
социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед
близкими). Учение рассматривается как дорога к освоению больших ценностей
культуры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в
учении, если она достаточно устойчива и занимает существенное место в личности
учащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявления
терпения и усидчивости. Это - наиболее ценная мотивация. Однако если в процессе
учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами,
то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью
не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.
Другая форма
мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к
личному благополучию и т.п. Кроме этого, может быть выделена мотивация, лежащая
в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с
целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности,
приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть
заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий,
интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.).
источник