Портфолио учителя.
Существует много подходов к формированию навыков рефлексии у педагога. Одним из них является портфолио. Общепринято портфо́лио определяется как собрание образцов работ, дающих представление о предлагаемых услугах специалиста. В педагогической практике принято так называть методическую папку, в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой по самообразованию. Портфолио может создаваться как в печатной, так и электронной форме. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. Основная цель портфолио — оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя.Для того, чтобы создать полноценное портфолио, необходимо придерживаться ряда требований. Материалы собираются в системе и регулярно. Собираемые данные должны быть достоверными и объективными. Материалы собираются в определенные разделы. Все письменные пояснения должны быть лаконичны.
Приветствуется аккуратность и эстетичность оформления. Результаты Вашей работы должны быть представлены наглядно. Структура
портфолио может быть разнообразной.
Предлагаем
возможные разделы портфолио.
Раздел 1. Общие сведения об учителе
• фамилия, имя, отчество;
• год рождения;
• образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому)
• трудовой и педагогический стаж работы, в том числе в данном образовательном учреждении;
• повышение квалификации (название учреждения, год, месяц, проблематика курсов);
• копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
• наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
• дипломы конкурсов;
• другие документы.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях:
• материалы о результатах освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
• сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;
• результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
• сведения о наличии медалистов;
• сведения о поступлении в вузы по специальности и т. п.
Раздел 3. Научно-методическая деятельность
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
• обоснование Вашего выбора комплекта учебно-методической литературы;
• обоснование выбора используемых образовательных технологий;
• обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
• использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе
• использование технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
• работа в школьном методическом объединении, сотрудничество с окружным методическим центром, вузами и другими учреждениями;
• участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
• участие в методических и предметных неделях;
• организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
• проведение научных исследований;
• разработка авторских программ;
• написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
• подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
• другие документы.
Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету
Раздел содержит документы:
• список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
• список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
• сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий;
• программы работы кружков и факультативов;
• другие документы.
Раздел 5. Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
• список словарей и другой справочной литературы по предмету;
• список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
• наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, медиапроектор и др.);
• наличие компьютера и компьютерных средств обучения;
• аудио- и видеопособия;
• наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
• измерители качества обученности учащихся;
• другие документы по желанию учителя.
Существует много подходов к формированию навыков рефлексии у педагога. Одним из них является портфолио. Общепринято портфо́лио определяется как собрание образцов работ, дающих представление о предлагаемых услугах специалиста. В педагогической практике принято так называть методическую папку, в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой по самообразованию. Портфолио может создаваться как в печатной, так и электронной форме. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. Основная цель портфолио — оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя.
Раздел 1. Общие сведения об учителе
• фамилия, имя, отчество;
• год рождения;
• образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому)
• трудовой и педагогический стаж работы, в том числе в данном образовательном учреждении;
• повышение квалификации (название учреждения, год, месяц, проблематика курсов);
• копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
• наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
• дипломы конкурсов;
• другие документы.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях:
• материалы о результатах освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
• сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;
• результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
• сведения о наличии медалистов;
• сведения о поступлении в вузы по специальности и т. п.
Раздел 3. Научно-методическая деятельность
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
• обоснование Вашего выбора комплекта учебно-методической литературы;
• обоснование выбора используемых образовательных технологий;
• обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
• использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе
• использование технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
• работа в школьном методическом объединении, сотрудничество с окружным методическим центром, вузами и другими учреждениями;
• участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
• участие в методических и предметных неделях;
• организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
• проведение научных исследований;
• разработка авторских программ;
• написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
• подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
• другие документы.
Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету
Раздел содержит документы:
• список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
• список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
• сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий;
• программы работы кружков и факультативов;
• другие документы.
Раздел 5. Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
• список словарей и другой справочной литературы по предмету;
• список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
• наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, медиапроектор и др.);
• наличие компьютера и компьютерных средств обучения;
• аудио- и видеопособия;
• наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
• измерители качества обученности учащихся;
• другие документы по желанию учителя.