Пункт 19.5. Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования определяет цель программ отдельных учебных предметов, курсов - они должны обеспечивать достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6) содержание учебного предмета, курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В соответствии со ст. 32 п.7 закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ). Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на ступень обучения. Рабочая программа, разработанная учителем, должна отражать особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе. То есть педагог при планировании должен определить наиболее эффективное для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС НОО.
При разработке рабочей программы педагог должен опираться на локальный акт образовательного учреждения «Положение о рабочей программы», в котором зафиксированы требования, характерные для конкретного образовательного учреждения.
Что необходимо учесть при составлении рабочей программы?
- концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры;
- образовательные потребности семьи, ребенка (ориентироваться на основную образовательную программу);
- особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации);
- уровень профессиональной компетентности педагога, его возможности;
- состояние материально-технического обеспечения образовательного учреждения, втч и учебно-методического.
При переходе к стандартам нового поколения учителю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование специальной структурной единицы – характеристика деятельности учащихся. Деятельность младшего школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования, что и определяет новизну и современность образования. Рабочая программа по предмету должна коррелироваться с программой по формированию и развитию универсальных учебных действий. При создании рабочей программы педагог может пользоваться авторской учебной программой и примерной программой по предметам.
Рабочие программы представляются на утверждение руководителю образовательного учреждения в начале учебного года. Руководитель вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
Структура типовой рабочей программы может включать следующие элементы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- планирование учебной деятельности;
- используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса.
Титульный лист может содержать:
- наименование образовательного учреждения;
- название курса для изучения, которого написана программа;
- указание параллели, на которой изучается курс;
- Ф.И.О. учителя (возможно указание стажа работы, категории, опыт работы по конкретной образовательной системе);
- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
- год составления программы.
В пояснительной записке может содержаться следующая информация:
- на основе какой программы (примерной, авторской) разработана рабочая программа;
- цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;
- особенности обучения в конкретном классе; проблемы, существующие в организации работы в данном классе
- используемая образовательная система (в соответствии с Образовательной программой учреждения);
- информация о внесенных изменениях в примерную (авторскую) программу и их обоснование (обычно, если количество внесенных изменений больше 20%, то требуется согласование с какой-либо компетентной в этом вопросе организацией);
- количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
В разделе «Планирование учебной деятельности» возможны следующие разделы:
- планируемые результаты (подробно описываются базовые предметные знания и универсальные учебные действия; необходимо учитывать, что планируемые результаты в новых стандартах классифицируются также на базовые, обязательные для всех и результаты, соответствующие повышенному уровню трудности, которые не обязательны для всех учащихся – при разработке учебной программы их следует особо выделить);
- календарно-тематический план.
Календарно-тематическое планирование является документом, отражающим особенности реализации основной общеобразовательной программы школы по предмету в конкретном классе. Календарно-тематическое планирование одного учителя должно отличаться от аналогичного документа другого учителя, работающего в этой же параллели по такому же комплекту, так как каждый педагог должен учитывать особенности учащихся, классного коллектива.
В календарно-тематическом планировании должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение. План может быть представлен в виде таблицы. Допускается составление отдельно тематического и поурочного планирования.
В разделе «Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса» может содержаться следующая информация:
- перечень методической литературы;
- дидактический материал (контрольно-измерительный материал по предмету, перечень тем проектов, исследований и т.п.);
- перечень наглядного оборудования; - перечень ресурсов медиатеки педагога (цифровые образовательные ресурсы, список сайтов и т.п.);
- перечень технических средств обучения, лабораторного оборудования.
Использованные источники
1. Информационный бюллетень объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова №3 2010г
2.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6) содержание учебного предмета, курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Рекомендации по написанию рабочей программы
В соответствии со ст. 32 п.7 закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ). Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на ступень обучения. Рабочая программа, разработанная учителем, должна отражать особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе. То есть педагог при планировании должен определить наиболее эффективное для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС НОО.
При разработке рабочей программы педагог должен опираться на локальный акт образовательного учреждения «Положение о рабочей программы», в котором зафиксированы требования, характерные для конкретного образовательного учреждения.
Что необходимо учесть при составлении рабочей программы?
- концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры;
- образовательные потребности семьи, ребенка (ориентироваться на основную образовательную программу);
- особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации);
- уровень профессиональной компетентности педагога, его возможности;
- состояние материально-технического обеспечения образовательного учреждения, втч и учебно-методического.
При переходе к стандартам нового поколения учителю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование специальной структурной единицы – характеристика деятельности учащихся. Деятельность младшего школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования, что и определяет новизну и современность образования. Рабочая программа по предмету должна коррелироваться с программой по формированию и развитию универсальных учебных действий. При создании рабочей программы педагог может пользоваться авторской учебной программой и примерной программой по предметам.
Рабочие программы представляются на утверждение руководителю образовательного учреждения в начале учебного года. Руководитель вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
Структура типовой рабочей программы может включать следующие элементы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- планирование учебной деятельности;
- используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса.
Титульный лист может содержать:
- наименование образовательного учреждения;
- название курса для изучения, которого написана программа;
- указание параллели, на которой изучается курс;
- Ф.И.О. учителя (возможно указание стажа работы, категории, опыт работы по конкретной образовательной системе);
- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
- год составления программы.
Пример оформления титульного листа
____________________________________________________________________________________ название ОУ
|
|
СОГЛАСОВАНО Протокол метод.объединения №_______от________
|
УТВЕРЖДАЮ Директор _____________ ______________ Приказ №________ от _________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО________________________ ДЛЯ _________КЛАССА НА 20__/20__УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы учитель начальных классов ________________________ ФИО _____год |
В пояснительной записке может содержаться следующая информация:
- на основе какой программы (примерной, авторской) разработана рабочая программа;
- цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;
- особенности обучения в конкретном классе; проблемы, существующие в организации работы в данном классе
- используемая образовательная система (в соответствии с Образовательной программой учреждения);
- информация о внесенных изменениях в примерную (авторскую) программу и их обоснование (обычно, если количество внесенных изменений больше 20%, то требуется согласование с какой-либо компетентной в этом вопросе организацией);
- количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
В разделе «Планирование учебной деятельности» возможны следующие разделы:
- планируемые результаты (подробно описываются базовые предметные знания и универсальные учебные действия; необходимо учитывать, что планируемые результаты в новых стандартах классифицируются также на базовые, обязательные для всех и результаты, соответствующие повышенному уровню трудности, которые не обязательны для всех учащихся – при разработке учебной программы их следует особо выделить);
- календарно-тематический план.
Календарно-тематическое планирование является документом, отражающим особенности реализации основной общеобразовательной программы школы по предмету в конкретном классе. Календарно-тематическое планирование одного учителя должно отличаться от аналогичного документа другого учителя, работающего в этой же параллели по такому же комплекту, так как каждый педагог должен учитывать особенности учащихся, классного коллектива.
В календарно-тематическом планировании должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение. План может быть представлен в виде таблицы. Допускается составление отдельно тематического и поурочного планирования.
Календарные сроки |
№№ уроков |
Тема (раздел) |
Планируемые результаты обучения |
Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля |
Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся |
Использование ТСО, компьютерной техники, компьютерного программного обеспечения | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) |
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты) |
||||||
|
|
|
|
|
|
В разделе «Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса» может содержаться следующая информация:
- перечень методической литературы;
- дидактический материал (контрольно-измерительный материал по предмету, перечень тем проектов, исследований и т.п.);
- перечень наглядного оборудования; - перечень ресурсов медиатеки педагога (цифровые образовательные ресурсы, список сайтов и т.п.);
- перечень технических средств обучения, лабораторного оборудования.
Использованные источники
1. Информационный бюллетень объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова №3 2010г
2.