Пункт 19.5. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определяет цель программ отдельных учебных предметов, курсов - они должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются  на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий.


Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1)           пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
2)           общую характеристику учебного предмета, курса;
3)           описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4)           описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5)           личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6)           содержание учебного предмета, курса;
7)           тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8)           описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Рекомендации по написанию рабочей программы

В соответствии со ст. 32 п.7 закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ). Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на ступень обучения. Рабочая программа, разработанная учителем, должна отражать особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе. То есть педагог при планировании должен определить наиболее эффективное для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС НОО.
При разработке рабочей программы педагог должен опираться на локальный акт образовательного учреждения «Положение о рабочей программы», в котором зафиксированы требования, характерные для конкретного образовательного учреждения.
Что необходимо учесть при составлении рабочей программы?
- концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры;
- образовательные потребности семьи, ребенка (ориентироваться на основную образовательную программу);
- особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации); 
- уровень профессиональной компетентности педагога, его возможности;
- состояние материально-технического обеспечения образовательного учреждения,  втч и учебно-методического.   
      При переходе к стандартам нового поколения учителю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является  опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование  специальной структурной единицы – характеристика деятельности учащихся. Деятельность младшего школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования, что и определяет новизну и современность образования. Рабочая программа по предмету должна коррелироваться с программой по формированию и развитию универсальных учебных действий. При создании рабочей программы педагог может пользоваться авторской учебной программой и примерной программой  по предметам.      
   Рабочие программы представляются на утверждение руководителю образовательного учреждения в начале учебного года. Руководитель вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

Структура типовой рабочей программы может включать следующие элементы: 
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- планирование учебной деятельности;
 - используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса.


            Титульный лист может содержать:    
- наименование образовательного учреждения;     
- название курса для изучения, которого написана программа;    
- указание параллели, на которой изучается курс;
- Ф.И.О. учителя (возможно указание стажа работы, категории, опыт работы по конкретной образовательной системе);
- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
- год составления программы.
Пример оформления титульного листа

____________________________________________________________________________________

название ОУ

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол метод.объединения

№_______от________

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 Директор

_____________  ______________

Приказ №________ от _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО________________________

ДЛЯ _________КЛАССА

НА 20__/20__УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Разработчик программы

учитель начальных классов

________________________

ФИО

_____год



В пояснительной записке может содержаться следующая информация:
- на основе какой программы (примерной, авторской) разработана рабочая программа;  
- цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;    
- особенности обучения в конкретном классе; проблемы, существующие в организации работы в данном классе
- используемая образовательная система (в соответствии с Образовательной программой учреждения);         
- информация о внесенных изменениях в примерную (авторскую) программу и их обоснование (обычно, если количество внесенных изменений больше 20%, то требуется согласование с какой-либо компетентной в этом вопросе организацией);   
- количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.

В разделе «Планирование учебной деятельности» возможны следующие разделы:
- планируемые результаты (подробно описываются базовые  предметные знания и универсальные учебные действия; необходимо учитывать, что планируемые результаты в новых стандартах классифицируются также на базовые, обязательные для всех и результаты, соответствующие повышенному уровню трудности, которые не обязательны для всех учащихся – при разработке учебной программы их следует особо выделить);
- календарно-тематический план.
Календарно-тематическое планирование является документом, отражающим особенности реализации основной общеобразовательной программы школы по предмету в конкретном классе. Календарно-тематическое планирование одного учителя должно отличаться от аналогичного документа другого учителя, работающего в этой же параллели по такому же комплекту, так как каждый педагог должен учитывать особенности учащихся, классного коллектива.

В календарно-тематическом планировании должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение. План может быть представлен в виде таблицы. Допускается составление отдельно тематического и поурочного планирования.

Календарные сроки

№№ уроков

Тема (раздел)

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля

Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся

Использование ТСО, компьютерной техники, компьютерного программного обеспечения

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

 

 

 

 

 

 



 

В разделе «Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса» может содержаться следующая информация:
- перечень методической литературы;
- дидактический материал (контрольно-измерительный материал по предмету, перечень тем проектов, исследований и т.п.);
 - перечень наглядного оборудования; - перечень ресурсов медиатеки педагога (цифровые образовательные ресурсы, список сайтов и т.п.);
- перечень технических средств обучения, лабораторного оборудования.


Использованные источники
1. Информационный бюллетень объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова №3 2010г
2.
Яндекс.Метрика